Отчет по самообследованию за 2021

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЫСЕРТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19» с. Новоипатово
624027, Свердловская область, Сысертский район, с. Новоипатово, ул. Мира, 3
эл. почта: ipatovo19@mail.ru офиц. сайт https://ipatovo19.uralschool.ru/
«Согласовано»
Председатель Управляющего Совета
МАОУ СОШ № 19
_______________________ Л.Е. Азанова
«________»___________________2022г.
Протокол __________________________

«Утверждаю»
Директор МАОУ СОШ № 19
____________________Е.А. Дергунова
«_______»__________________2022г.
Приказ ___________________________

Отчет о результатах самообследования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 19 с. Новоипатово
за 2021 год

Новоипатово

Самообследование проведено в соответствии с приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении
Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (с изменениями
от 14.12.2017), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной
организации, подлежащей самообследованию», приказом директора образовательной
организации от 30.12.2021 № 20/1-О «О проведениисамообследования по итогам 2021
года».
Результаты самообследования представлены по состоянию на 31 декабря 2021г
Отчет о результатах самообследования подготовлен рабочей группой в составе:
Директор МАОУ СОШ № 19 – Дергунова Е.А.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Сумина О.И.
Заместитель директора по воспитательной работе – Ермолаева Л.И.
Заведующий хозяйством – Шукшина О.И.
Специалист по кадрам – Гиздуллина Е.Х.
Библиотекарь – Килина Н.Н.
Отчёт о результатах самообследования МАОУ СОШ № 19 рассмотрен на
заседании педагогического совета «29_» марта_2022 года (протокол №5).
Общие сведения об общеобразовательном учреждении
Полное наименование ОУ в соответствии с Уставом:муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19» с.
Новоипатово
Юридический адрес:
Почтовый индекс 624027 область: Свердловская район Сысертскийнаселенный
пункт: Новоипатово улица: Мира дом/корпус: 3 телефон: 8 343 74 6 46 18
Фактический адрес(при наличии нескольких площадок, на которых ведется
образовательная деятельность, указать все адреса):
Электронная почта:ipatovo19@mail.ru
Адрес сайта ОУ.https://ipatovo19.uralschool.ru/
Все реализуемые общеобразовательные программы с указанием уровня и
направленности(выделить программы, заявленные на государственную аккредитацию):
№
п/п
1
2
3
4

Уровень

Образовательная программа
Направленность
(наименование ОП)

Дошкольное образование
Начальное общее образование
Основное общее образование
Среднее общее образование

общеобразовательная
общеобразовательная
общеобразовательная

Вид (основная,
дополнительная)
основная
основная
основная
основная

Учредитель:Сысертский городской округ в лице Администрации Сысертского
городского округа
Организационно-правовая форма: автономное учреждение.
Устав учреждения:
дата регистрации: 13.07.2018г № 3728 постановлением Администрации Сысертского
городского округа
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических
лиц:
серия 66__
№ 003457821______
дата регистрации 19 марта 1999 года___ ОГРН 1026602174202 ___
Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе:

серия 66__
№ 007654085___
дата регистрации 21 апреля 1999 года__________
ИНН 6652011800______
Свидетельство о землепользовании:
Серия 66АЖ___
№ 907520____ дата регистрации 06 марта 2015 года_________
Акт о приемке собственности в оперативное управление:
название документа Акт приема-передачи____ дата 01 марта 2002 года____________
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности:
серия 66Л01___
№ 0003605___ регистрационный
№ 14584_________________
дата выдачи 16 января 2012 года___
срок действия бессрочно_______________
Свидетельство о государственной аккредитации:
серия 66А01__
№ 0001556___
регистрационный № 8240________________
дата выдачи 01 апреля 2015 года____
срок действия 15 марта 2024 года_______
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 19» с. Новоипатово
является образовательной
организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с Уставом
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» с. Новоипатово
Миссия МАОУ СОШ № 19 (далее – Школа) состоит в создании условий для
успешности каждого обучающегося и получения ими доступного и качественного общего
образования на всех его уровнях, которое соответствует социальным и экономическим
потребностям развития страны, общества, государства; которое обеспечивает овладение
обучающимися способностью к самообразованию и личностному саморазвитию.
Предмет деятельности Школы:
образовательная и иная деятельность,
направленная на воспитание, обучение и развитие, а также присмотр и уход детей в
возрасте от 3-х лет до 18-и лет.
Целью деятельности Школы являются: формирование общей культуры личности
обучающихся
на
основе
усвоения
обязательного
минимума
содержания
общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных
программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа
жизни.
Основными задачами Школы является создание условий, обеспечивающих: формирование общекультурных, познавательных знаний, умений (универсальных
учебных действий) и развитие творческих способностей обучающихся;
- обеспечение условий для формирования функциональной грамотности и
социальной компетентности выпускников Школы;
- формирование потребностей к саморазвитию и самоопределению личности;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ;
формирование основ духовно-нравственного развития,
патриотического
воспитания, осознания народных традиций, сущности современного развития России и
мира;
- охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья обучающихся;
развитие и совершенствование образовательного процесса, материальнотехнической базы, осуществление дополнительных мер социальной поддержки
обучающихся и работников Школы.
Деятельность Школы основывается на принципах
демократии, гуманизма,
общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера
образования.

Аналитическая часть
I. Оценка системы управления организацией
Управление Школой осуществляется в соответствии с федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми актами РФ и Свердловской области,
Уставом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» с. Новоипатово на
принципах единоначалия и самоуправления.
Административные обязанности распределены согласно Уставу, штатному
расписанию,
четко
распределены
функциональные
обязанности
согласно
квалификационным характеристикам.
№

Должность

Ф.И.О.
(полностью)

Дергунова
Елена
Анатольевна

1
2

3

Директор
Зам.
директора Сумина
по УВР
Ольга
Ивановна

Зам.
Ермолаева
директора Людмила
по ВР
Ивановна

Курирует
Образование по
направление и
диплому
виды деятельности,
(указать
предметы
специальность)

Контролирует
работу
и
обеспечивает
эффективное
взаимодействие
организации,
утверждает
штатное
расписание,
отчетные
документы
организации,
осуществляет
Высшее,
общее
УрГПУ,
руководство
1998г,
Школой/
учитель
Иностан
математики,
ный язык
информатики
предметы СКО
Высшее,
УрГПУ,
2012г,
олигофренопедагог
Высшее,
УрГПУ,
2013г,
учитель
русский язык и начальных
литература
классов

Стаж
педаг

педаг.

1г.
7 л.

20 л.
33 г.

1КК
СЗД

7л.

13 л.

СЗД

админ

Порядок формирования органов управления, их компетенция, организация
деятельности, сроки полномочий, ответственность руководителя Школы определяются
Уставом МАОУ СОШ № 19. В части, не урегулированной действующим
законодательством, порядок формирования, их компетенция, организация деятельности,
сроки полномочий, ответственность руководителя Школы определяются Уставом
учреждения. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления
ОУ и при принятии ОУ локальных нормативных актов, затрагивающих их права и

законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в ОУ действует Совет
обучающихся, Совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Органы управления, действующие в Школе
Наименование
органа
Управляющий совет

Функции
Рассматривает вопросы:

развития образовательной организации;

финансово-хозяйственной деятельности;

материально-технического обеспечения

Педагогический совет Осуществляет
текущее
руководство
образовательной
деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы:

развития образовательных услуг;

регламентации образовательных отношений;

разработки образовательных программ;

выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и
воспитания;

материально-технического обеспечения образовательного
процесса;

аттестации, повышения квалификации педагогических
работников;

координации деятельности методических объединений
Общее собрание
работников

Реализует право работников участвовать в управлении
образовательной организацией, в том числе:

участвовать в разработке и принятии коллективного
договора, Правил трудового распорядка, изменений и
дополнений к ним;

принимать локальные акты, которые регламентируют
деятельность образовательной организации и связаны с правами
и обязанностями работников;

разрешать конфликтные ситуации между работниками и
администрацией образовательной организации;

вносить предложения по корректировке плана мероприятий
организации, совершенствованию ее работы и развитию
материальной базы

Для осуществления учебно-методической работы в Школе создано четыре
предметных методических объединения:
− ШМО учителей гуманитарного цикла;
− ШМО учителей естественнонаучного цикла;
− ШМО учителей начальных классов;
− ШМО учителей коррекционного обучения.
По итогам 2021 года система управления Школой позволяет учесть мнение
работников и всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение
системы управления не планируется.
В 2020 году в систему управления были внесены организационные изменения в
связи с дистанционной работой и обучением. В перечень обязанностей заместителя
директора по УВР добавили организацию контроля за созданием условий и качеством

дистанционного обучения. Определили способы, чтобы оповещать учителей и собирать
данные.
I. Оценка образовательной деятельности
Образовательная деятельность организуется в соответствии:
– с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
– приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
– приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
– СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
– СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с
01.03.2021);
– СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
– основными образовательными программами по уровням образования, включая
учебные планы, календарные учебные графики;
– расписанием занятий.
Учебный план на уровне начального общего образования ориентирован на 4летний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального
общего образования (реализация ФГОС НОО), на уровне основного общего образования –
на 5-летний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного
общего образования (реализация ФГОС ООО). Обучающиеся 11-х классов в 2020/21
учебном году завершили обучение по основной общеобразовательной программе среднего
общего образования по ФКГОС ОО.
Форма обучения: очная.
Язык обучения: русский.
Режим образовательного процесса регламентируется учебным планом, годовым
календарным учебным графиком, расписанием учебных занятий, внеурочной
деятельности, расписанием звонков.
Учебный год в Школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с
учебным планом основной общеобразовательной программы соответствующей уровню
образования.
Учебные занятия организуются в одну смену, с 8.30
В 2021 году в результате введения ограничительных мер в связи с
распространением коронавирусной инфекции часть образовательных программ пришлось
реализовывать с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий. Для этого использовались федеральные и региональные информационные
ресурсы, в частности, Российская электронная школа.
Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения
образовательных программ в дистанционном режиме, свидетельствуют о снижении
результативности образовательной деятельности в начальной и основной школе. Причину
данной ситуации видим в следующем:

недостаточное обеспечение обучающихся техническими средствами обучения –
компьютерами, ноутбуками и др., высокоскоростным интернетом;
− недостаточное внимание родителей (законных представителей) обучающихся при
организации домашней обстановки, способствующей успешному освоению
образовательных программ;
− не успешность работников Школы в установлении полноценного взаимодействия с
родителями, проведении достаточных разъяснений о включенности в
дистанционные занятия и значимости их для обучающихся.
Исходя из сложившейся ситуации, в плане работы Школы на 2022 год необходимо
предусмотреть мероприятия, минимизирующие выявленные дефициты, включить
мероприятия в план ВСОКО.
−

III. Оценка содержания и качества подготовки обучающихся
В Дошкольной группе МАОУ СОШ № 19 в течение 2021 года содержание
образовательного процесса определено «Основной образовательной программой»,
разработанной в соответствии с основными нормативными документами и
образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Образовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в
возрасте с 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей детей по
основным направлениям (образовательным областям): физическое, социальнокоммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое
Уровень освоения образовательной программы

Познавательное
развитие
Речевое развитие
Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное
Художественноэстетическое

Высокий
70%

2020
Средний
24%

Низкий
4%

Высокий
70%

2021
Средний
21%

Низкий
9%

65%
75%

19%
18%

28%
7%

68%
75%

20%
21%

12%
4%

76%

19%

5%

65%

30%

5%

70%

25%

5%

70%

25%

5%

Статистика показателей за 2019–2021 годы
Структура классов
Всего классов
Общеобразовательные
классы
Классы с углубленным
изучением
отдельных
предметов
Классы–комплекты по
АОП
(совмещенное
комплектование классов)

Количество классов по уровням образования
уровень НОО
уровень ООО
уровень
СОО
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
1
1
2
1
2
1
1
2
0
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0
1
0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

0

1

0

0

Динамика численности обучающихся и воспитанников
(период с 2019 года по 2021 год)

120

102

98

96

100
80

обучающиеся

60

воспитанники

40
20

15

15

15

2019

2020

2021

0

Динамика численности обучающихся по уровням образования
(период с 2019 года по 2021 год)

19

АООП

20
1
1

ОП СОО

22

2021

4
39

ООП ООО

39
ООП НОО

34
0

5

10

15

20

25

30

35

2020

41

2019

38
39
40

45

Приведенная статистика показывает, что уменьшается количество обучающихся
Школы, увеличивается количество обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными
нарушениями.
Обучающихся с ОВЗ (ЗПР Вариант 7.1, совместное обучение в классах) в Школе в
2021 году обучалось – 7 человек, с инвалидностью – 2 человека.
В 2021 году Школа продолжает успешно реализовывать рабочие программы
«Второй иностранный язык: «немецкий», «Родной язык: русский», «Родная литература:
русская».
Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний
Результаты освоения учащимися программ начального общего образования по
показателю «успеваемость» в 2021 году

Классы

Всего
Из них
Окончили 2-ю
обучающихся успевают четверть 2021

Кол- %
во

Окончили 2-ю Не успевают
четверть 2021
Всего
Из них
н/а

Переведены
условно

С
% С
% Кол- % Кол- % Кол-во
отметками
отметками
во
во
«4» и «5»
«5»

%

2

7

7

100

3

43

0

0

0

0

0

0

0

0

3

13

13 100

6

50

1

8

0

0

0

0

0

0

4

9

8

86

2

25

0

0

1

11

0

0

0

0

Итого

29

28

96

11

39

0

8

1

11

0

0

0

0

Результаты освоения учащимися программ основного общего образования по
показателю «успеваемость» в 2021 году
Классы

Всего
Из них
Окончили 2-ю
обучающихся успевают четверть 2021

Кол- %
во

Окончили 2-ю Не успевают
четверть 2021
Всего
Из них
н/а

Переведены
условно

С
% С
% Кол- % Кол- % Кол-во
отметками
отметками
во
во
«4» и «5»
«5»

%

5

8

6

75

2

25

0

0

2

25

0

0

0

0

6

7

4

57

1

14

0

0

3

43

0

0

0

0

7

5

5

100

1

33

0

0

0

0

0

0

0

0

8

10

9

90

5

30

0

0

1

10

0

0

0

0

9

11

10

91

2

29

0

0

1

9

0

0

0

0

Итого

41

34

82

11

27

0

0

7

17

0

0

0

0

Результаты освоения обучающимися программ по адаптированной образовательной
программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по показателю
«успеваемость» в 2021 году
Классы

Всего
Из них
Окончили 2-ю
обучающихся успевают 2021г

Кол- %
во

С
%
отметками
«4» и «5»

Окончили 2-ю Не успевают
четверть
Всего
Из них
н/а

Переведены
условно

С
% Кол- % Кол- % Кол-во
отметками
во
во
«5»

%

2

1

1

100

1

100

0

0

0

0

0

0

0

0

3

1

1

100

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

2

2

100

1

50

0

0

0

0

0

0

0

0

5

2

2

100

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

4

4

100

2

50

0

0

0

0

0

0

0

0

7

5

5

100

1

20

0

0

0

0

0

0

0

0

8

1

1

100

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

9

3

3

100

2

67

0

0

0

0

0

0

0

0

Итого

19

20 100

7

33

0

0

0

0

0

0

0

0

Сравнительные результаты промежуточной аттестации
по итогам трех лет
Уровень
образования

Начальное
общее
образование
Основное
общее
образование
Среднее
общее
образование
АОП

Успеваемость, %

2019
2020
Качество,% УспеваеКачество,
мость, %
%

Успеваемость, %

2021
Качество,
%

100

22,4

100

22,3

96

17,4

100

19,7

95

19,7

95

18,8

100

25

50

25

100

100

100

13

100

30,2

95

36,4

Результаты промежуточной аттестации за три года показывают следующее:
- понижение показателей качества знаний на уровне начального общего образования с
22,4% до 17,4%;
- понижение качества образования с 19,7% до 18,8% на уровне основного общего
образования;
- повышение показателей качества знаний на уровне среднего общего образования с 13%
до 36,4%.
В 2021 году учащиеся 9-х классов успешно сдали итоговое собеседование по
русскому языку в качестве допуска к государственной итоговой аттестации. По итогам
испытания все получили «зачет» за итоговое собеседование.
Результаты государственной итоговой аттестации
Особенности проведения ГИА в 2021 году были обусловлены мероприятиями,
направленными на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
и предотвращения распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19).
Для выпускников 9-х классов 2021 года ГИА проводилась только по двум
обязательным предметам – русскому языку и математике. Выпускники с ограниченными
возможностями здоровья могли сдать ГИА только по одному обязательному предмету.
Для девятиклассников в период с 17 по 25 мая 2021 были проведены контрольные работы
по одному учебному предмету по их выбору. Выпускники МАОУ СОШ № 19 писали
контрольную работу по обществознанию, с работой справились 100%. Результаты этих
контрольных не влияли на получение аттестата и допуск к итоговой аттестации. Допуском
к государственной итоговой аттестации для 9-классников было итоговое собеседование,
которое прошло в феврале.
Для получения аттестата о среднем общем образовании выпускникам, которые не
планировали поступать в вузы, вместо ЕГЭ можно было сдать государственный
выпускной экзамен (ГВЭ) по двум предметам – русскому языку и математике.

Выпускникам, которые планировали поступать в вузы, достаточно было сдать на
удовлетворительный результат ЕГЭ по русскому языку. ЕГЭ по математике базового
уровня в 2021 году не проводился. Допуском к государственной итоговой аттестации для
11-классников было итоговое сочинение (изложение), которое прошло 15 апреля.
9-е классы

11-е классы

Общее количество выпускников

7

1

Количество обучающихся на
семейном образовании

0

0

Количество обучающихся с ОВЗ

1

0

Количество обучающихся,
получивших «зачет» за
итоговое собеседование/ сочинение

7

1

Количество обучающихся, не
допущенных к ГИА

1

0

Количество обучающихся,
проходивших процедуру ГИА

6

1

Количество обучающихся,
получивших аттестат

6

1

Итоги обучения выпускников 9 классов по общеобразовательной программе
основного общего образования за последние три года:
Значения показателей
2019 год
2020 год
2021 год
Показатели
обучобучобуч-ся
%
%
%
ся
ся
Количество выпускников на начало
9
100
9
100
7
100
учебного года
Количество выпускников на конец
11
9
100
7
учебного года
Из них:
допущено к государственной итоговой
11
100
9
100
6
85
аттестации
не допущено к государственной
0
0
0
0
1
15
итоговой аттестации
окончили 9 классов
11
100
9
100
6
85
получили аттестат об основном общем
11
100
9
100
6
85
образовании с отличием
награждены похвальной грамотой
0
0
1
0
0
0
окончили на “4” и “5”
3
27,2
3
33,3
2
33,3
оставлено на повторное обучение по
результатам государственной итоговой
0
0
0
0
0
0
аттестации
оставлено на повторное обучение по
0
0
0
0
0
0
причине болезни
окончили школу со справкой
0
0
0
0
0
0

Количество обучающихся, покинувших
школу до завершения основного
общего образования
Предмет

0

0

0

Качество знаний («4» и «5»), %
СОШ № 19

СГО

0

0

0

Средний балл
СОШ № 19

СГО

2020г.

2021г.

2020г.

2021г.

2020г.

2021г.

2020г.

2021г

1.

Математика

-

23,1

-

48,2

-

3,2

-

3,5

2.

Русский язык

-

76,9

-

63,7

-

3,8

-

3,8

Предмет

Результаты ЕГЭ 2021 года
Основные статистические показатели ЕГЭ
Качество знаний («4» и «5»), %
Средний балл
СОШ № 19

СГО

СОШ № 19

СГО

2020г.

2021г.

2020г.

2021г.

2020г.

2021г.

2020г.

2021г

1.

Математика (б)

-

-

-

48,2

-

3,2

-

3,5

2.

Русский язык

-

76,9

-

63,7

-

3,8

-

3,8

В 2022 году необходимо продолжить плановую и контролируемую работу по
подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации, выполнению учебных
программ, уровню преподавания, повышению квалификации педагогов в области новых
образовательных технологий, современных методик подготовки обучающихся к ОГЭ,
организации деятельности методических объединений по использованию в процессе
преподавания демоверсии, спецификации экзаменационной работы и кодификатора
элементов содержания по предмету. Усилить контроль за повышением качества
образования по вопросу подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации
по математике, географии.
IV. Организация образовательного процесса
Школа в течение 2021 года продолжала профилактику коронавируса. Для этого
были
запланированы
организационные
санитарно-противоэпидемиологические
мероприятия в соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по
организации образовательных организаций. Так, Школа:
– закупила бесконтактные термометры, тепловизоры – два стационарных на главные
входы, один ручной, рециркуляторы передвижные и настенные для каждого кабинета,
средства и устройства для антисептической обработки рук, маски многоразового
использования, маски медицинские, перчатки из расчета на два месяца;
– разработала графики входа обучающихся через четыре входа в Школу и уборки,
проветривания кабинетов, рекреаций, а также создала максимально безопасные условия
приема пищи;
– подготовила новое расписание со смещенным началом уроков и каскадное расписание
звонков, чтобы минимизировать контакты обучающихся;

– разместила на официальном сайте необходимую информацию об антикоронавирусных
мерах, ссылки распространяли посредством мессенджеров и социальных сетей.
Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий,
учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными
нормативными актами школы.
Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной
неделе для 1–11-х классов. Занятия проводятся в одну смену.
По состоянию на 31.12 2021года в Школе функционировало 12 классов, в которых
обучалось 96 обучающихся из них: 77 (по общеобразовательной программе), 19
обучающихся – обучалось по адаптированной образовательной программе для детей с
интеллектуальными нарушениями и 1 дошкольная группа, которую посещали 15
воспитанников.
Начало занятий в 08.30, пропуск обучающихся в Школу начинается с 08.00.
Режим работы дошкольной разновозрастной группы:
10- часовое пребывание детей в дошкольном отделении с 7:30-17:30.
Продолжительность учебного года:
начало учебного года с 01.09.2021 г.;
окончание учебного года 31.05.2022 г.
Продолжительность урока:
в 1-х классах 35 / 40 (мин.), во 2-10 классах 45 (мин.), в классах по АОП 40 (мин.),
Продолжительность учебного года составляет в 2-4 – 34 учебные недели; в 5-8 35 учебных недель, для 9 класса - 34 учебных недели, в первом классе – 33 недели.
Учебный год представлен учебными четвертями. В воскресенье и праздничные
дни, установленные законодательством Российской Федерации, Школа не работает.
V. Оценка востребованности выпускников
Основная школа

Средняя школа

Пошли
Перешл
на
Перешл
Год
ив
срочну
ив
Поступи
Поступи Поступи Устроили
выпус Всег
10-й
Всег
ю
10-й
ли в
ли
ли в
сь
ка
о
класс
о
службу
класс
СПО
в ВУЗ
СПО
на работу
другой
по
Школы
ОО
призыв
у
2019

10

1

0

7

3

0

3

0

0

2020

9

0

1

8

1

0

1

0

0

2021

7

0

1

6

1

1

0

0

0

VI. Оценка качества кадрового обеспечения
На период проведения самообследования в Школе работают 18 педагогов.
Количество работников с высшим профессиональным образованием составляет 13
человек (72%), 5 педагогов (28%) со средним профессиональным образованием.
Квалификационную категорию имеют 7 педагогических работников (39%).
Основные принципы кадровой политики направлены:
− на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала;
− создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных
условиях;
− повышения уровня квалификации персонала.

Из 18 педагогических работников Школы все педагогические работники
соответствуют квалификационным требованиям профстандарта «Педагог».
Сведения об укомплектованности педагогическими кадрами

Учебный
предмет

Русский язык
Литература
Иностранный
язык
Математика
Информатика
и ИКТ
Физика
География
Химия
Обществозна
ние
Музыка
Изобразитель
ное искусство
Биология
История
Физическая
культура
Технология
ОБЖ

Кол-во
штатн
ых
единиц

Фактичес
кое
количеств
о
учителей

Кол-во
педагогов,
квалификаци
я которых
не
соответствуе
т
преподаваем
ому
предмету

2
2

2
2

0
0

2
2

0
0

0
0

0
0

1

1

0

0

0

0

0

2

2

0

2

0

0

0

1

1(совм)

0

0

0

0

0

1
1
1

1(совм)
1
1

0
0
0

1
1
1

0
0
0

0
0
0

0
0
0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

0

1

0

0

0

1

0

1

0

0

0

0

1
1

1
1

0
0

1
1

0
0

0
1

0
0

2

2

0

2

0

0

0

1
1

1
1

0
0

1
1

0
0

0
0

0
0

Кол-во
педагого
в,
прошедш
их КПК
за
последни
е 5 лет

Кол-во
молод
ых
спецтов

Кол-во
пенсионер
ов

Ваканс
ия

Возраст педагогических работников

Педагогов старше 50 лет
2021

Педагогов от 31 до 50 лет

2020
Педагогов до 30 лет
0

1

2

3

4

5

6

7

8

Обеспеченность специалистами службы сопровождения:
№ Специалисты, сопровождающие
Количество
Фактическое
образовательный процесс (педагогставок
кол-во
психолог, социальный педагог,
специалистов

9

Стаж
работы в
должности

1.
2.

логопед, классный воспитатель,
медицинский работник)
педагог-психолог
логопед

1
1,5

1
1

8 лет
29 лет

Сведения о платных дополнительных образовательных услугах, оказываемых
обучающимся данного ОУ (какие, с указанием класса)
В 2021 году МАОУ СОШ № 19 не оказывала платных дополнительных
образовательных услуг.
VII. Воспитательная деятельность общеобразовательного учреждения
Воспитательный компонент деятельности школы является сегодня неотъемлемой
составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации»,
«…воспитание - деятельность, направленная на развитие личности ребенка, создание
условий для самоопределения социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства». Низкий уровень этнического,
гражданско-патриотического, культурно - эстетического развития приводит к
возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и
межконфессиональной напряженности,
ксенофобии, к дискриминационному
поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным
проявлениям.
Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодежной среде
(алкоголизм, употребление психоактивных веществ (наркотиков, курительных смесей и
т.п.), насилие свидетельствуют о необходимости усиления участия всех общественных
образовательных институтов, и, в первую очередь образовательных организаций в
решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских
установок.
Именно этим обусловлены приоритеты государственной политики в области
воспитания, сформулированные в Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года:
- воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным
традициям и общечеловеческим достижениям;
- поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение
к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание
и
обучение детей перед всеми иными лицами;
- защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
- обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным
российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
- обеспечение условий для физического, психического, социального, духовнонравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов,
экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и
вынужденных переселенцев; детей, оказавшихся в экстремальных условиях; детей,
отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и др.)
формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности;
- воспитание языковой культуры детей;
- развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества,
государства, образовательных, научных, традиционных религиозных и иных

общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в
совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан
Российской Федерации.
Принимая во внимание выше изложенное, решать сложные задачи образования
детей в современном обществе, подавляемом вспышками антикультуры, можно только в
условиях приоритетной воспитательной деятельности школы, которая находит свое
отражение в различных сферах жизнедеятельности ребенка: «здоровье», «общение»,
«труд», «познание», «семья» и т.д. Для этого необходимо создание возможности для
погружения учащихся в каждую из этих сфер.
Воспитательная система школы строится на совместных усилиях всех участников
образовательного
процесса:
педагогов,
обучающихся,
родителей
(законных
представителей) несовершеннолетних.
Школа является целостным живым организмом, в котором все взаимосвязано. В ней
создаются условия социальной защищенности, психологической комфортности
воспитанника и педагога, обеспечивается возможность их личностного роста и
самореализации.
Она выступает воспитательной системой решающей главную задачу педагогики –
управление развитием ребенка, то есть обеспечивающей воспитание.
Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс,
интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и
общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической
среды, непрестанно-расширяющееся воспитательное пространство.
Воспитательная работа школы в 2021 году строилась
в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации;
- Всеобщей декларации прав человека;
- Конвенцией о правах ребенка;
- Указом Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в
интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г.
Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы» 1
Федеральным
Законом
от
29.12.2012
г.
№273-ФЗ
«Об
образовании
в Российской Федерации»;
- Уставом МАОУ СОШ № 19;
- Программой воспитания МАОУ СОШ № 19.
Основной целью воспитательной деятельности являлось развитие личности
выпускника основной школы с достаточно сформированным интеллектуальным,
нравственным, коммуникативным, эстетическим и физическим потенциалом и на
достаточном уровне, овладевшим практическими навыками и умениями, способами
творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития.
Основными направлениями воспитательной работы являлись:
Гражданско - патриотическое воспитание; Нравственно-эстетическое воспитание;
Экологическое воспитание; Спортивно-оздоровительное воспитание; Трудовое
воспитание; Семейное воспитание; Самоуправление.
Управление воспитательной системой школы осуществляется на основе
мониторинга, ВШК.
Анализируя уровень организации воспитательной деятельности школы (наличие
нормативно-правовой базы, программы воспитания) нужно отметить, что в наличии
имеется:
- нормативно – правовая база по духовно-нравственному воспитанию,
охране детства, работе с несовершеннолетними;

Программы:
- по формированию здорового образа жизни;
- по профилактике правонарушений, борьбе с преступностью, по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав;
- по организации летнего отдыха детей;
- по профилактике суицидального поведения школьников;
-по профилактике буллинга и кибербуллинга;
- воспитания и социализации обучающихся;
- гражданско-патриотического воспитания;
- программа обучения правилам безопасного поведения в Интернет – пространстве
- по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного
травматизма.
Приказом директора школы за каждым классом закреплены классные руководители,
имеется положение о классном руководителе. Все классные руководители составляют
планы воспитательной работы в соответствии с воспитательной системой школы, планом
общешкольных мероприятий, разрабатывают и успешно реализуются свои
воспитательные системы, индивидуальные планы работы с детьми в учебное время и на
каникулах, осуществляют взаимодействие с педагогом-психологом школы, родителями
(законными представителями) учащихся, учителями – предметниками. Анализируя
воспитательные планы классных руководителей школы можно сказать о том, что все они
составлены в соответствии с предъявляемыми требованиями. Имеют: анализ работы за
прошлый учебный год, цели и задачи на текущий, психолого–педагогическую
характеристику классного коллектива, тематику классных, родительских собраний,
беседы по технике безопасности, перспективный план работы по направлениям
воспитательной системы, план – сетку работы классного коллектива по месяцам.
По итогам учебного года каждым классным руководителем составлен анализ работы
классного коллектива, включающий в себя следующие разделы: общие сведения,
общественная и познавательная активность обучающихся, культура поведения в школе и
вне её, занятость во внеурочное время, работа с родителями, индивидуальная работа с
обучающимися, выводы об итогах воспитательной работы в классе. Анализ работы
классного руководителя анализируется и входит в общий анализ воспитательной работы
школы за истекший год.
Мониторинг воспитательного процесса ведётся в системе, его результаты
используются в анализе работы школы и при планировании работы школы на новый
учебный год. В систему мониторинга, проводимого классными руководителями, входит
создание базы данных об обучающихся класса, процессы ежедневного контроля над
посещаемостью, успеваемостью, дисциплиной на уроках и переменах. Исходя из
внутришкольного контроля и программы мониторинга, проводится:
характеристики качеств личности;
анкетирования уровня адаптации 1-го, 5-го классов;
анкетирования обучающихся и их родителей (законных представителей) по
определению удовлетворённости жизнью учебного заведения.
В МАОУ СОШ № 19 каждому обучающемуся предоставлены возможности,
целенаправленно влияющие на формирование и развитие личности. Праздники, конкурсы,
увлекательные викторины – всё многообразие форм внеурочной деятельности. Из года в
год проводятся традиционные праздники, которые каждый раз наполняются новым
содержанием и новыми идеями. 2020 год внес свои коррективы, пришлось менять
традиционные формы работы на дистанционные.
Основными формами работы с детьми в первом полугодии 2020 года стали
дистанционные: акции, флешмобы, конкурсы рисунков, презентаций, песен и стихов- все
проводилось дистанционно, как и занятия.

Основными формами работы с детьми во второй половине 2021 года стали не только
дистанционные, но и оффлайн-мероприятия:
- беседы, классные часы, конкурсы, викторины, акции, индивидуальные
консультации;
- трудовые дела (дежурства, субботники, благоустройство школьной территории,
уборка территории памятника павшим воинам);
- занятия в кружках по интересам;
- общешкольные и классные мероприятия (праздники, познавательные и
интеллектуальные программы; олимпиады, викторины, спортивные мероприятия,
конкурсы, флешмобы и пр.).
Гражданско - патриотическое воспитание.
Гражданско-патриотическое воспитание занимает центральное место в системе
воспитательной работы МАОУ СОШ № 19, о чём свидетельствует наличие специально
разработанной и реализуемой программы. Она является логическим продолжением ранее
реализованных программ патриотического воспитания школьников. Её основные
проектно-программные ориентиры сохраняют сложившиеся за последние годы традиции
патриотического
воспитания
школьников
и
обеспечивают
непрерывность
воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания
российских школьников в контексте инновационных процессов развития российского
общества.
Программа построена на изучении местного краеведческого, природного, историкокультурного материала, жизни земляков-ветеранов Вов. Осуществление целей и задач
программы претворяется как в урочное, так и внеурочное время через классные часы,
кружки, МО учителей предметников, участие в конкурсах и акциях.
В школьном историко-краеведческом музее оформлен стенд о ветеранах. В школе
была открыта памятная доска в честь нашего земляка- Костарева Сергея, воинаинтернационалиста. В торжественном мероприятии приняли участие родственники
Костарева Сергея.
В прошедшем году в МАОУ СОШ № 19 реализовался комплекс мероприятий:
Месячник военно-патриотической работы в 2021 году проводился в феврале, в
соответствии с планом, составленным на основании приказа управления образования.
В рамках месячника были проведены следующие мероприятия:
- Соревнования по пионерболу -2 -6 классы;
- Соревнования по волейболу - 7-9 классы;
Классные часы, уроки мужества «Защитники мира», «День героев Отечества»,
«День Неизвестного солдата», «День юного героя-антифашиста»
Тематические беседы, просмотры фильмов на тему: «Есть такая профессия –
Родину защищать» 1-9 классы;
15 февраля 2021 года прошло мероприятие «День вывода советских войск из
Афганистана». К этому мероприятию была подготовлена презентация о наших землякахучастниках боевых действий.
Классными руководителями 1-9 классов были проведены тематические классные
часы.
В библиотеке была оформлена выставка «Эхо прошедшей войны» посвящённая 76
годовщине Великой Победы.
Обучающиеся школы приняли участие во всероссийском конкурсе «Диктант
Победы».
В мае 2021 года наши учащиеся приняли участие во многих акциях РДШ:, «Окна
Победы», «Флаги Победы» и др.
Духовно-нравственное воспитание.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ,
современному Российскому обществу нужны нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать общественные решения в ситуации выбора,
прогнозируя последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством
ответственности за судьбу страны. Поэтому одно из направлений воспитания
подрастающего поколения – духовно-нравственное.
В МАОУ СОШ № 19 за последние годы сложилась система духовно-нравственного
воспитания, направленная на формирование общечеловеческих ценностей, способностей к
духовному развитию, реализации творческого потенциала во всех видах деятельности,
укреплению нравственности у подрастающего поколения.
В своей деятельности по обеспечению духовно- нравственного воспитания
педагогический коллектив школы стремится к формированию у учащихся школы
следующих качеств:
- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма,
гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Духовно-нравственное воспитание в школе осуществляется через уроки
литературы, истории, обществознания, внеклассные мероприятия, классные часы.
Основные направления:
- взаимодействие с семьями учащихся и социумом;
- учебно-воспитательный процесс;
- информационно - просветительская работа;
Формирование активной жизненной позиции, личности, способной отвечать за свои
поступки, лидерских качеств происходит в период организации и проведения социально
значимых дел, акций.
В
течение года в школе были проведены акции, направленные на:
- формирования уважения к защитникам Родины и ветеранам ВОВ; (акция «Мы
помним тебя, ветеран!», «Открытка ветерану» и др.);
- воспитание нравственных чувств и этического сознания (Международный день
пожилого человека, Международный день матери, День учителя, День маатери);
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
(«Кросс нации – 2021», «Лыжня-2021» и др.).
В школе развивается отряд «Роднички»,
Классными руководителями в течение года проведена серия ситуационных
классных часов, направленных на формирование устойчивой нравственной позиции
учащихся, способствующие формированию и проявлению определенных нравственных
качеств личности учащихся. Содержание общешкольных дел было направлено на
самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование
общечеловеческих ценностей.
Успешно прошли классные часы по темам: «Конституция РФ», Всероссийские
«Урок добра» и «Урок мира». Организовано участие обучающихся во всероссийских
открытых уроках «Большая перемена».
Формирование культуры безопасного поведения
В школе реализуется план работы по противодействию терроризму и экстремизму.
Составлен график тренировочных эвакуаций на 2021 год. Тренировочные эвакуации
выполнялись в присутствии сотрудников ПЧ 19/10.

В указанный период регулярно проводились инструктажи по безопасности всех
видов. Классные часы на темы «Терроризм и безопасность человека», «Действия при
чрезвычайных ситуациях». Для классных уголков были разработаны памятки «Это
должен знать и уметь каждый». Для всех учащихся школы организовывалась встреча с
представителями правопорядка, инспектором ПДН.
Вся необходимая информация размещена на сайте учреждения, на информационном
стенде, в период карантина памятки и презентации рассылались ученикам и их родителям
(законным представителям).
Система граждранско-патриотического воспитания дает положительные результаты,
способствуя становлению у учащихся нравственных ценностных ориентиров и
гражданских свойств личности: патриотизма, доброты, гражданственности, отзывчивости,
благодарности, ответственности, чувства долга перед старшим поколением.
В рамках месячника безопасности проведены мероприятия:
1.Организовано проведение дополнительных инструктажей обучающихся по
вопросам безопасности на пришкольных территориях, по мерам дорожной, пожарной и
антитеррористической безопасности, по правилам поведения в местах массового
пребывания людей, на водоемах.
Проведены беседы - «пятиминутки» по вопросам комплексной безопасности на
уроках «Окружающий мир» и «ОБЖ».
Тематические классные часы по темам:
— «Меры безопасности при обращении с огнем»
— «Поведение в экстремальных ситуациях, в том числе при пожаре»
- «Поведение во время наводнения», «Безопасность на воде».
Выставки методической и периодической литературы по вопросам обеспечения
пожарной безопасности в школе, а также в быту, лесах, на воде и других местах.
Инструктажи по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни
и в школе проводятся каждую четверть.
Также проводится работа по профилактике безопасности дорожного движения:
работает отряд «ЮИД». Ежедневно проводятся «пятиминутки» для учащихся на
последних уроках. В сентябре проводится мероприятие для учащихся 1-4 классов
«Засветись!» (изготовление световозвращающих элементов на портфели и ранцы). В июне
(во время летнего отдыха детей и подростков) на базе школы проводится конкурс по БДД
«Безопасное колесо»
Обучающиеся 4 класса приняли участие в муниципальном
конкурсе по
безопасности дорожного движения.
Для реализации Комплексной программы противодействия распространению
идеологии терроризма и экстремизма в школе проводится работа по следующим
направлениям:
Формирование антитеррористической идеологии как фактор общественной
безопасности в современной России.
Данное направление реализуется в рамках курсов ОБЖ, истории и обществознания.
В рамках недели безопасности в сентябре 2021 года проведены следующие
мероприятия:
- Классный час «Беслан, мы помним...»- 1-9 классы;
- Проведение инструктажей «О действиях в экстремальных и опасных ситуациях, а
также в случае угрозы террористического акта»;
- Информационное противодействие идеологии терроризма.
Во исполнение Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-Ф3 «О защите
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в школе на
компьютерах, используемых в образовательном процессе, стоят контент - фильтры, а так
же антивирус «Касперский». Кроме того, подключение к Интернету реализуется с
использованием ресурсов сети ОАО «Ростелеком». Компания предоставляет техническую

возможность блокирования доступа к отдельным ресурсам Интернета, содержащим
информацию, несовместимую с целями образования.
Работая на школьных компьютерах, используемых в учебных целях, обучающиеся
имеют доступ только на сайты, рекомендованные Министерством образования и науки
Российской Федерации. Контроль за работой контент - фильтров осуществляет инженер
ИТ.
Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
Гражданско-правовое воспитание воздействует через систему мероприятий на
формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и
правовых событий и процессов в обществе
и государстве, гражданской позиции,
постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного
долга.
Цель гражданско-правового направления работы в школе - целенаправленное
формирование полноценного члена общества, имеющего активную жизненную позицию,
способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным сознанием
ответственности за свои решения
и действия.
Задачи:
распространение знаний о правах и свободах человека;
преодоление правового нигилизма обучающихся;
развитие гражданской инициативы и правовой ответственности обучающихся;
просвещение в области защиты прав человека и формирование первичных навыков
правозащитной деятельности;
приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для участия в
общественной жизни.
воспитание правового сознания у как школьников, так и учителей и родителей;
распространение четкого понимания взаимосвязи прав и свобод с ответственностью,
умением разрешать конфликтные ситуации правовыми способами.
В основу реализации поставленных задач гражданско - правового воспитания
школьников, повышения их образовательного уровня закладывается сложная
многоуровневая система, которая включает в себя:
I Учебный процесс. Уроки обществознания.
II Внеурочную деятельность:
Традиционные мероприятия: дни профилактики правонарушений, дни здоровья,
недели правовых знаний, декада против наркотиков и проч.
Родительский всеобуч.
Правовой лекторий для обучающихся.
Классные часы «Я имею право», «По законам справедливости», «Всемирный день
толерантности», «Конституция – основной закон государства» и др.
Для работы в данном направлении в школе разработаны и реализуются следующие
программы:
«Формирование
основ
законопослушного
поведения
обучающихся
общеобразовательных учреждений":
Так же, во внеклассной работе используются разработки классных часов
соответствующей тематики. Ежегодно в ноябре в школе проводится месячник правового
воспитания. Работа в данном направлении будет продолжена.
Система правового воспитания учитывает возрастные особенности обучающихся,
обеспечивает целостный, непрерывный, поэтапный процесс правового образования
школьников, базируется на принципах дозирования правовой информации,
последовательного включения обучающихся в круг правовых проблем, опоры на
собственный правовой опыт детей.

По плану воспитательной работы школы традиционно в ноябре проводится декада
правовых знаний. Были организованы и проведены классные часы из серии «Я
гражданин» и мероприятия, посвящённые Всемирному дню прав человека. Классными
руководителями проведены «Уроки России», посвящённые дню Конституции.
В школе работает Совет по профилактике беспризорности и правонарушений среди
несовершеннолетних, который занимается выявлением неблагополучных семей и детей
«группы риска», родителей и лиц их заменяющих, не исполняющих обязанности по
воспитанию и образованию своих несовершеннолетних детей, семей, где жестоко
обращаются с детьми. Кроме совета по профилактике в школе работает ШСП.
Одной из задач, которую решает социально – психологическая служба, является
создание условий для психолого – педагогической, правовой поддержки и реабилитации
детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.
Работа с «трудными» детьми ведется планомерно и систематически. Педагогпсихолог проводит консультации для несовершеннолетних и их родителей
(законных
представителей)
по профессиональной направленности, по проблемам
межличностного общения.
Психолог и классные руководители осуществляют индивидуальную коррекционно
– развивающую работа с обучающимися с отклонениями в поведении. Прививаются
навыки здорового образа жизни, и контроль за их усвоением осуществляется путем
проведения бесед, лекций, в том числе с привлечением специалистов из различных
организаций (инспектора ПДН, медицинских работников).
Проведены акции «Нет наркотикам!», проводятся классные часы «Мы за здоровый
образ жизни!» и различные спортивные мероприятия.
На протяжении учебного года школьный психолог проводит диагностику,
коррекционно-развивающие, профилактические (индивидуальные и групповые) занятия,
консультативную работу с педагогами, обучающимисяи родителями (законными
представителями).
Спортивно-оздоровительное направление
В ноябре 2021 года был создан школьный спортивный клуб «Стрела», в который
входят занятия по программам «Волейбол» и «Шахматы».
В 2021 году основными направлениями физкультурно- оздоровительной работы
являлись:
профилактика и оздоровление;
образовательная деятельность: использование здоровьесберегающих
образовательных технологий, рациональное расписание;
информационно-консультативная работа: лекции и беседы, классные часы,
родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду
здорового образа жизни: спортивные соревнования, работа спортивных секций.
С целью создания благоприятных условий для сохранения, укрепления
физического, психического здоровья учащихся, для формирования потребности в
здоровом образе жизни, в ходе реализации программы «Формирование здорового образа
жизни» в школе проводятся мероприятия:
Беседы в классах о режиме дня школьника, о порядке проведения гимнастики,
подвижных игр на переменах и физкультминуток.
Месячник безопасности жизнедеятельности школьников и профилактики
безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних в связи с началом учебного
года (октябрь, апрель).
Уроки здоровья в 1-9 классах
- Классные мероприятия по ПДД, ППБ и ЧС
- Ежегодное социально-психологическое тестирование
- Участие в «Лыжне России»
В мае традиционно проходит День защиты детей.

В течение года проводились вводный и текущие инструктажи по ТБ, по ПБ, о
действиях при ЧС.
Классные руководители ежемесячно в соответствии с «Планом мероприятий по
профилактике дорожно-транспортного травматизма», проводят беседы и мероприятия в
рамках профилактики ДТТ.
В рамках формирования культуры питания в школе проводятся следующие
мероприятия:
Выставка книг в библиотеке «Разговор о правильном питании»,
Классные часы по темам: «Режим дня в моей жизни» «Разговор о правильном
питании» и др. В столовой есть стенд «Здоровое питание».
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что
индивидуальность ребенка формируется в семье. Школа и семья – два важнейших
воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг
друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в МАОУ СОШ № 19 ведется
большая работа с родителями.
Ежегодно в сентябре составляется социальный паспорт школы, который
корректируется в течение всего учебного года.
Педагогический коллектив школы работает в тесном содружестве: учитель – ученик
– родитель и работа с родителями занимает в воспитательной системе школы важное
место. Она не ограничивалась проведением родительских собраний, индивидуальные
консультации, беседы.
Следует отметить, что на должном уровне было организовано в течение года
психолого-педагогическое просвещение родителей через общешкольные и классные
родительские онлайн-собрания. Большой упор делался на профилактику правонарушений
среди подростков: по профилактике суицида, жестокому обращению с детьми,
употреблению ПАВ, безнадзорности и правонарушений, сохранению и укреплению
здоровья, антитеррористической защищенности и др.
Многие родители вместе с детьми и классными руководителями живут одной
жизнью, объединены едиными воспитательными целями. Это даёт свои положительные
результаты. Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми на уровне класса
даёт хорошую возможность для роста учащихся в личностном плане – ребята с
удовольствием включаются в классные, а затем и в общешкольные мероприятия,
начинают проявлять себя в самоуправлении школы.
Благодаря активной поддержке родителей в этом учебном году, так же как и на
протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий,
классных и школьных.
Стабильность в воспитательной работе обеспечивают традиционные ключевые дела
и, безусловно, деятельность классных руководителей, которые представляют опытный
грамотный коллектив.
Классные руководители использовали различные методы и формы воспитательной
работы, такие как: тематические классные часы, экскурсии, индивидуальные беседы с
детьми и родителями, родительские собрания, общение в чатах, на страницах группы и
другие мероприятия.
В большинстве своем классные руководители принимали активное участие в работе
школы.
Однако нельзя отрицать и ряд проблем, существенно осложняющих организацию
воспитательной работы:
- классные руководители не всегда могут сформировать у обучающихся активную
гражданскую позицию, систему ценностей здорового образа жизни и способности
противостоять вредным привычкам, ответственное отношение к семье.
- большинство обучающихся имеют недостаточно высокий уровень социальной
адаптации к современному обществу: не имеют практических навыков применения

предметных знаний для решения жизненно важных проблем, не владеют способами
деятельности в различных жизненных ситуациях.

VIII. Обеспеченность учебного процесса учебниками
В 2021 году было приобретено 326 экземпляров учебников на сумму 196,509 руб.
Класс

Наименование
учебного курса,
предмета,
дисциплины
(модуля)
Начальное общее образование
1-4
Математика
1
Азбука
1-4
Русский язык
1-4
Литературное чтение
1-4
Окружающий мир
2-4
Английский язык
1-4
Музыка
1-4
Технология
1-4
Изобразительное
искусство
1-4
Физическая культура
1-4
Русский родной язык
4
Основы
религиозных
культур и светской
этики.
ИТОГО по основной
образовательной программе
начального общего образования
Основное общее образование5-6
Математика
7-9
Алгебра
7-9
Геометрия
5-9
Русский язык
5-9
Литература
5-9
Русский родной язык
5-9
История
6-9
Обществознание
7-9
Физика
8-9
Химия
5-9
Биология
8-9
ОБЖ
5-8
Музыка
5-9
География
7-9
Информатика
5-9
Английский язык
5-9
Немецкий язык
5
ОДНКНР
5-7
Изобразительное
искусство
5-9
Библиотечный фонд
(приложение к
учебникам)
ИТОГО по основной
образовательной программе
основного общего образования

Обеспеченность
электронными
образовательными
ресурсами (кол.
экз.)

Обеспеченность учебниками (%)
всег
о

за счет
образовательног
о учреждения

другие
источник
и

100
100
100
100
100
100
100
100
100

100
100
100
100
100
100
100
100
100

-

-

100
100
100

100
100
100

-

-

100

100

-

-

100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100

100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100

-

-

-

-

100

100

-

Обеспеченность фондом дополнительной литературы
Основная
образовательна
я программа
начального
общего
образования
основного
общего
образования

Учебнометодическа
я литература
(кол. экз.)

Детская
художествен
ная
литература
(кол. экз.)

Научнопопулярная
литература
(кол. экз.)

Справочнобиблиографич
еская
литература
(кол. экз.)

-

-

-

-

Периодически
е издания
(наименования
)
-

-

-

-

-

-

В 2021 году библиотекой были реализованы такие задачи:
1.
Обеспечение участникам образовательного процесса обучающих,
педагогическим работникам – доступа к информации, знаниям, идеям, культурным
ценностям посредство использования библиотечно- информационных ресурсов школы.
2.
Оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации
образовательных проектов.
3.
Формирование комфортной библиотечной среды.
4.
Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм
библиотеки..
5.
Пропаганда здорового образа жизни.
6.
Проведение индивидуальной работы с читателем, как основы формирования
информационной культуры личности школьников.
В течении года работа велась по следующим направлениям:
1.
Работа с обучающимися .
2.
Поддержка общешкольных мероприятий .
3.
Работа с учителями и родителями.
4.
Созданий условий учащимся, учителям, родителям для чтения книг.
5.
Формирование фонда школьной библиотеки.
6.
Работа с фондом художественной литературы.
7.
Массовая работа .
8.
Работа с книжными выставками.
9.
Справочно-библиографическая работа.
10.
Профессиональное развитие сотрудников.
Деятельность по формированию фонда школьной библиотеки сводилась к следующей
работе:
1.
Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и учебными пособиям в
новом учебном году
2.
Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников.
3.
Ознакомление педагогов с ФПУ «Новые учебники».
4.
Работа с Федеральным перечнем учебников.
5.
Утверждение заказа на следующий учебный год
6.
Прием и обработка поступивших учебников.
7.
Подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в следующем
учебном году
8.
Прием и выдача учебников
Работа с фондом художественной литературы:

1.
Обеспечение свободного доступа в библиотеку: к художественному фонду (к
фонду периодики – для всех учащихся и сотрудников)
2.
Выдача изданий читателям.
3.
Контроль над своевременным возвратом в фонд выданных изданий.
4.
Расстановка фонда в библиотеке
5.
Работа по мелкому ремонту художественных изданий, метод. Литературы и
учебников.
6.
Создание комфортных условий для работы читателей.
Работа с читателями библиотеки:
1.
Обслуживание читателей библиотеки
2.
Просмотр читательских формуляров с целью выявления задолжников. Доведение
результатов до читателей
3.
Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведение в
библиотечно-информационном центре, о культуре чтения книги журнальной периодики.
4.
Привлечение школьников к ответственности за причинённый ущерб книге,
учебнику, периодики.

Значение показателя
Наименование
показателя

Ед.
изм.

Всего

чел.

122

экз.

Книговыдача

экз.

в т. ч. по
начальной школе
(1 – 4 кл.)
по основной
школе
(5 – 9
кл.)

посе
щ./че
л.
посе
щ./че
л.
посе
щ./че
л.

Количество
читателей
Библиотечный
фонд на 01.09

учителей
Книгообеспеченн
ость
Обновляемость
фонда(учебники)
Использование
фонда

Учебники

Художественная
литература

3076

1507

1553

1852

1218

634

%

100%

76%

%

100%

0%

100%

100%

%

823

794

235

100%

В 2021 году численность читателей уменьшилась в результате перевода
обучающихся на дистанционное обучение из-за пандемии короновируса COVID-19. Это
оказало влияние на величину статистических показателей работы библиотеки:
книговыдачу, читаемость, посещаемость. Так же причиной снижения посещаемости
являются современные электронные устройства, которыми удобней пользоваться и
доступность быстрой информации через интернет.
Фонд книг очень старый, книги издания второй половины ХХ века. В течение
нескольких лет фонд книг не пополняется новыми изданиями, поэтому у обучающихся
снижается интерес к чтению. Финансирования на замену устаревших изданий (как книг,
так и учебников) не хватает.
В начальной школе рост посещаемости образовался за счет обучающихся 1-4
классов, которые любят на перемене посмотреть журналы (очень старые и на
приобретение которых денежные средства тоже не выделяются). Посещаемость
увеличили и те обучающиеся, которые оставались на внеурочные занятия: дожидаясь
начала занятий, а так же в перерыв они проводили время в библиотеке. По группе 5-9
классов рост посещаемости только за счет спроса на программную литературу, которая
отсутствует в домашних библиотеках.
Недостаток финансирования является также причиной низкого уровня показателей
обращаемости, обновляемости фонда и книгообеспеченности. Эти показатели не
снижаются, но и не имеют положительной тенденции к росту.
Учитывая вышеизложенное, основными задачами библиотеки в новом учебном
году являются следующие:
1)
с целью повышения интереса обучающихся к чтению активизировать
массовую работу;
2)
ходатайствовать перед директором о включение в план развития школы
поэтапное обновление фонда художественной литературы
3)
привлечение спонсоров для приобретения художественной литературы.

Приложение 1.
(Приказ Министерства образования и науки РФ
от 10 декабря 2013 г. № 1324)
Показатели
самообследования деятельности МАОУ СОШ № 19 в 2021 году
№ п/п
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
1.9
1.9.1
1.10
1.11
1.12

1.13

1.14
1.15

Показатели
Образовательная деятельность
Общая численность учащихся
Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования
Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования
Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования
Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на “4”и “5”по результатам промежуточной
аттестации, в общей численности учащихся
Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку
Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике
Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку
Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике (профильный
уровень)
Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике (базовый уровень)
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты
на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты
на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного
минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности
выпускников 11 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного
минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности
выпускников 11 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем
образовании, в общей численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем
образовании, в общей численности выпускников 11 класса

Единица измерения
96 человек
42 человек
53 человек
1 человек
36 человек/ 47,3%
3,8 баллов
3,2 баллов
53
не сдавал выпускник
не сдавал выпускник
0 человек/0%
0 человек/0%
0 человек/0%
0 человек/0%
0 человек/ 0%
0 человек/0%

1.16
1.17
1.18
1.19
1.19.1
1.19.2
1.19.3
1.20
1.21
1.22
1.23
1.24
1.25
1.26
1.27
1.28
1.29
1.29.1
1.29.2
1.29.3
1.30

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем
образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса
Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем
образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса
Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах,
конкурсах, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в
общей численности учащихся, в том числе:
Регионального уровня
Федерального уровня
Международного уровня
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением
отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения,
в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся
Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных
программ, в общей численности учащихся
Общая численность педагогических работников, в том числе:
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей
численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование
педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное
образование, в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное
образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников
Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации
присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе:
Высшая
Первая
СЗД
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников, педагогический стаж работы которых составляет:

0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
74 человека/77%

0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
0 человек/ 0%
18 человек
13 человек/ 72%
12 человек/ 67%
5 человек/ 28%
5 человек/ 28%
5 человек/ 28%
0 человек/ 0%
5 человек/ 28%
12 человек/67%

1.30.1
1.30.2
1.31
1.32
1.33

1.34

2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.4.1
2.4.2
2.4.3
2.4.4
2.4.5
2.5
2.6

До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников в возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников,
прошедших за последние 3 года повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю
педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей
численности педагогических и административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников,
прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных
государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников
Инфраструктура
Количество компьютеров в расчете на одного учащегося
Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося
Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота
Наличие читального зала библиотеки, в том числе:
С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных
компьютеров
С медиатекой
Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов
С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки
С контролируемой распечаткой бумажных материалов
Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться
широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного
учащегося

0 человек/ 0%
5 человек/ 28%
2 человека/ 11%
2 человек/11%
20 человек/ 100%

3 человек/15,6%

0,24 единиц
12,3 единиц
нет
нет
нет
нет
да
нет
нет
96 человек/ 100%
3,6 кв.м

Показатели
самообследования деятельности МАОУ СОШ № 19
(Дошкольная группа) в 2021 году
Показатели
№ п/п
1.
1.1
1.1.1
1.1.2
1.1.3
1.1.4
1.2
1.3
1.4
1.4.1
1.4.2
1.4.3
1.5
1.5.1
1.5.2
1.5.3
1.6
1.7
1.7.1
1.7.2
1.7.3
1.7.4

Единица измерения
Образовательная деятельность
Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в
том числе:
В режиме полного дня (8 - 12 часов)
В режиме кратковременного пребывания (3 - 5 часов)
В семейной дошкольной группе
В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной
образовательной организации
Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет
Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 8 лет
Численность/удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих
услуги присмотра и ухода:
В режиме полного дня (8 - 12 часов)
В режиме продленного дня (12 - 14 часов)
В режиме круглосуточного пребывания
Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей
численности воспитанников, получающих услуги:
По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии
По освоению образовательной программы дошкольного образования
По присмотру и уходу
Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни
на одного воспитанника
Общая численность педагогических работников, в том числе:
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование
педагогической направленности (профиля)
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное
образование
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное
образование педагогической направленности (профиля)

15
15
0
0
0
0
15
15/100%
15/100%
0/0%
0/0%
0/ 0%
0/ 0%
0/ 0%
0/ 0%
11
3
0/ 0%
0/ 0%
3/ 100%
3/ 100%

1.8
1.8.1
1.8.2
1.9
1.9.1
1.9.2
1.10
1.11
1.12

1.13

1.14
1.15
1.15.1
1.15.2
1.15.3
1.15.4
1.15.5
1.15.6
2
2.1

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации
присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе:
Высшая
Первая
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников, педагогический стаж работы которых составляет:
До 5 лет
Свыше 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников в возрасте до 30 лет
Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических
работников в возрасте от 55 лет
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников,
прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю
педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в
общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников
Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников,
прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных
государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников
Соотношение "педагогический работник/воспитанник" в дошкольной образовательной организации
Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников:
Музыкального руководителя
Инструктора по физической культуре
Учителя-логопеда
Логопеда
Учителя-дефектолога
Педагога-психолога
Инфраструктура
Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного
воспитанника

2.2
2.3
2.4

Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников
Наличие физкультурного зала
Наличие музыкального зала

0/0%
0/0%
0/ 0%

0 / 0%
1/ 33,3%
1/ 33,3%
1/ 33,3%

1/ 33,3%

1/ 33,3%
3/15
да
нет
нет
да
нет
нет
5,7 кв. м
0 кв. м
да
нет

2.5
Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую
деятельность воспитанников на прогулке

да


Наверх

Сайт

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».